Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Середейская средняя общеобразовательная школа» п.Середейский Сухиничского района Калужской области

Версия для
слабовидящих
Написать нам
Размеры шрифтов:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
закрыть

История школы

По-окончании Великой Отечественной войны началось восстановление народного хозяйства. Особое внимание уделялось развитию тяжелой индустрии. По всей стране геологи находят новые запасы полезных ископаемых. Центру нашей страны особенно нужно было топливо. «Уголь – хлеб для промышленности» - говорил В.И.Ленин. Геологами был открыт Подмосковный буроугольный бассейн. В 1948-1949 году геолого-разведывательная партия работала на территории земельных угодий колхоза «Колос». Ею были обнаружены запасы угля в районе деревень Живодовка, Сосновка и Середея.  Решением совета Министров РСФСР в 1953 году в этом районе приступили к строительству Середейской шахты №1. Наряду со строительством шахты было решено построить поселок Середейский. При строительстве поселка сразу возникла  необходимость в строительстве школы.       

Вначале школа располагалась в деревне Ермолово. Она носила название Сосновская семилетняя  школа. Директором этой школы был Еремин Т.С., завуч – Романова З.И. Это были очень внимательные, добрые, отзывчивые, умные наставники коллектива. А он был небольшой, учителями работали Александрова Е.И., Полякова М.С., Волкова Н.А., Матюхина К.И., Сидорцова Т.М., Петров Н.П., Логунова М.П. Это было трудное послевоенное время. Многие дети были переростками, но к учению относились серьёзно, им хотелось учиться. Проводили разные интересные конкурсы: на лучшего чтеца, математика, физика и другие.

В школу дети ходили из разных деревень: Живодовки, Сосновки, Печёнкино, Ермолово, Цеповой, станции Живодовка. Рос поселок, увеличивалось число учащихся, и Сосновская школа вместить их всех не могла. Тогда была построена школа барачного типа по улице Тургенева. Директором этой школы работал Филин А.А . Количество учащихся с каждым годом все увеличивалось.

В 1955 было начато строительство здания школы на 460 мест по улице Комсомольская. В 1956 году директором школы назначен Наташкин И.К.В декабре 1957 перешли в новое здание. День 9 декабря стал для учеников нашей школы юбилейным днем, и он ежегодно отмечается. Несмотря на хмурую погоду, всем было весело в этот день. Шахтеры подарили ученикам здание светлой двухэтажной школы. К открытию все было готово. На площади перед школой собрались все ученики и учителя. Много было поздравлений. У входа председатель совета дружины Новикова Инна разрезала красную ленточку. Под звонкую трель звонка в школу вошел лучший отряд №7, а затем все остальные.

Одним из первых выпускников Середейской школы был Владимир Николаевич Рыбченков, он вспоминал: «На первый день занятий, первые уроки и перемены мы были прямо «не в своей тарелке», ошеломленные и притихшие – еще бы, новая школа, большой, высокий, просторный, новый класс! А зал! Его простор нас просто очаровал. Есть где разгуляться на переменке. Даже учителя в новой школе казались другими, новыми, помолодевшими. А наша классная дама Лиза (Елизавета Васильевна Лоскутова) прямо вся светилась счастьем, и все свое свободное время была среди нас, с нами.

Когда я вспоминаю тот далекий год, почему-то в первую очередь я вспоминаю свою классную руководительницу Елизавету Васильевну Лоскутову. Наша любимая учительница! Боже мой, сколько же я ей потратил нервов, глупый и наивный юноша. Прости меня, моя учительница. Все это не со зла, это была молодость, зазнайство, мы мол, сами с усами, наш молодой гонор. Сколько лет прошло, а она в моей душе, в моих мыслях и, думаю, что и в мыслях моих одноклассников. Замечательный литератор, тонкий психолог, как лихо она справлялась с нами, переростками. К любому подбирала ключи. Мы горели энтузиазмом благодаря ей и в школе, и на картошке в колхозе, и в любой работе. Для нее мы, Бог мой, наверное, горы свернули бы. Как ни странно, под ее руководством я делал свои первые учительские шаги (хотя я никогда не собирался быть учителем). Она - душа наших классных часов. О чём мы только не мечтали на них: после окончания школы едем в Сибирь строить города, а может быть, на целину, в совхоз, и она наш бригадир, наш избранный. А наша общая тетрадь – прогноз нашей жизни. Кто кем будет после школы. А наша артистическая группа – из памяти вылетело, что именно мы готовили, но поездки в клубы остались в памяти. Она была просто наш старший товарищ, умнейший из нас».

Число учащихся школы в 1957 году было 532 человека, а в 1967 году составило 1985 человек.

В 1961 году решением Калужского облоно в нашей школе был открыт педагогический класс по подготовке учителей начальных классов, а на следующий год был открыт второй класс по подготовке учителей русского языка и литературы. Всего было 4 выпуска: 1961-1962; 1962-1963; 1963-1964; 1964-1965.

Волкова Н.А. – учительница педагогического класса - вспоминает: «Я преподавала в педагогическом классе методику русского языка. Все ученики были добросовестные. Учились очень хорошо. В классах были не только девушки, но и юноши. Преподавать в классах было приятно, ученики были внимательными, добросовестно относились к урокам. Так же у нас проходили открытые уроки, где ученики сами вели уроки в младших классах. Уроки всегда проходили отлично, было интересно. После окончания педагогического класса многие поступали в институты, некоторые шли работать в школы».

В 1965 году было построено новое здание школы по улице Ленина. Там размещалось 325 человек 1-4 классов. Интересно, что в 1954 году в пионерской организации насчитывалось 179 пионеров, а в 1967 году комсомольская организация насчитывала более 500 человек.

Вообще, славный путь прошла пионерская организация за 50 лет. В пионерскую летопись вписано немало замечательных дел и подвигов, совершенных пионерами и в мирные дни, и в суровые дни Великой Отечественной войны. И ныне каждый день пионерская организация пополняется все новыми записями о добрых пионерских делах.

Пионерская дружина нашей школы носит имя Героя Советского Союза, партизана Александра Чекалина. Очень хорошие дела проводятся нашими пионерами. Пионеры дружины  проводят озеленение поселка, выступают с концертами в доме Ветеранов, помогают колхозу «Ермоловский». Ежегодно в мае проводится торжественная линейка, посвященная принятию октябрят в ряды пионерии.

Лучшими отрядными вожатым нашей школы были Новикова А.,  Гулевская Л., Демидова Н., Морозова Л. Большую и плодотворную работу проделывали наши вожатые под руководством Лисаковой Валентины Алексеевны. Вожатыми в нашей школе были Щербина Т., Ерёмичева Т.С., Баранова М.В.,  Сутормина В.И.,  Квасникова М.В.

Из воспоминаний Лисаковой В.А: «Когда я была вожатой, то в отрядах проходили соревнования, борьба за право называться «Спутником семилетки». В этом соревновании были обязательства: учиться на совесть, трудиться па пользу Родине, жить дружно, быть в ответе за своих товарищей. Семь отрядов получили звание «спутника семилетки». Во 2-х и 3-х классах проводились соревнования за честь октябрятской звездочки.

Пионеры нашей школы стремились быть похожими на членов бригад коммунистического труда Середейской шахты.

У нас работал пионерский кинотеатр. Ребята сами показывали кинофильмы (по воскресеньям и праздничным дням), сами продавали билеты, сами пропускали зрителей в зал, сами следили за порядком, сами убирали».

В 1962 году были построены гараж, теплица. Зимой в теплице выращивали овощи и снабжали ими столовую, школьный интернат. Наша школа имеет фруктовый сад, который был заложен в год открытия школы.

Неоднократно коллективы художественной самодеятельности  школы занимали первые места на районных смотрах художественной самодеятельности. Учащиеся Середейской школы принимают активное участие в различных соревнованиях. В туристическом слёт-походе летом 1967 года, посвящённом 50-ти летию Советской власти, комсомольская и пионерская команды завоевали первые места и получили кубки. Учащиеся 9-х  - 10-х классов на математической, физической, исторической районных олимпиадах заняли первые места.

В 1986 году директором школы становится Квасникова Мария Васильевна.

Воодушевленная поддержкой коллектива, молодой директор энергично взялась за дело. Чтобы создать уют в школе, подбирались светлые тона краски, была открыта и отремонтирована вторая лестничная площадка на второй этаж, качественно оформлена вся школа. Сколько сил потребовалось при строительстве теплицы, микрофермы, автодрома! Одним из вопросов в работе школы была спортивная работа. Именно ей Мария Васильевна уделила много сил. Вложенный труд не пропал даром. Ребята занимают в спортивных соревнованиях призовые места. А наш пришкольный учебно-опытный участок  занял первое место в областном и второе – в Российском смотре школьных учебно-опытных участков. Школа заняла первое место в области по профилактике правонарушений.

Школа должна быть домом радости для детей. Здесь зарождается наше будущее: хлебороб и шахтер, агроном и инженер, учёный и поэт, но прежде всего - настоящий человек и гражданин. Создать такую школу непросто. Прежде всего, мы решили активизировать деятельность детей по реорганизации жизни школы, увлечь их перспективой созидания, вызвать желание принять непосредственное участие во всех проводимых мероприятиях. Смысл её начинаний -  в создании благоприятных условий для полноценного учения, отдыха, общения. В первую очередь отремонтировали школу, оформили её, создали или переоборудовали кабинеты по всем предметам: методический кабинет и кабинет воспитательной работы, мастерские, автодром, кабинеты информатики, искусств, хореографии, творчества. Создали все необходимые условия шестилеткам: две специальные классные комнаты, спальные и игровые, которые полностью оборудованы и  художественно оформлены.

Есть у нас актовый, спортивный и тренажерные залы, игровая комната, библиотека, столовая, буфет, спортивная площадка. Все это сделано и оформлено самими учениками под руководством учителей.

Помогали и делом и советом совет РК КПСС, РОНО,  поселковый Совет, родители. Базовые предприятия помогали создать материальную базу для кружковой работы: шахта радиофицировала школу, подарила духовой оркестр, видеомагнитофон. Колхоз «Колос»  выделил деньги на оформление. Филиал швейной фабрики помог в установке дневного освещения. Все эти предприятия организовали рабочие места для проведения общественно полезного труда школьников.

Все старались сделать нашу школу уютным, красивым, добрым  и гостеприимным домом. Территория школы превращена в цветник.

Основная задача школы – быть в поселке центром эстетической, художественной культуры для детей и взрослых, приобщить к этому центру как можно больше жителей поселка, открыть им доступ к красоте и добру, закрыть дорогу пошлости и безвкусице. Поэтому мы стараемся проводить в школе как можно больше общепоселковых мероприятий.  Создали школу-комплекс. Она ведет к всестороннему и гармоничному развитию личности учащихся. И, прежде всего, совершенствование структуры урока, когда ученики усваивают изученное на уроке  и не перегружаются домашними заданиями.  Повышается также роль самоуправления школьников, развиваются их  творческие способности.

Воспитателям предложили специализироваться на различных видах прикладного, сценического искусства и технического творчества, выявили всех увлеченных людей в поселке.

Наши учителя привлекли к сотрудничеству Дом Пионеров, детскую спортивную секцию и музыкальную школу. Учили, вооружали специалистов шахты, общественников знаниями по педагогике и психологии. Приобрели все необходимое для занятий кружковой работы: выжигатели, лобзики, наборы для резьбы и др., стремились, чтобы распорядок второй половины дня  был естественным продолжением всего учебно-воспитательного процесса, чтобы у учащихся хватало времени для подготовки к урокам и для занятий любимым делом. И у нас все получилось.

В 1986 году в нашей школе начался эксперимент. Впервые в первый класс пришли дети, которым исполнилось лишь 6 лет. В 1997 году прошел выпуск первых «шестилеток». Образование с шести лет оправдало себя. Из 21 учащегося 16 окончили школу на «4» и «5» (76%), два ученика были награждены золотыми, два – серебряными медалями. Учащиеся сдавали вступительные экзамены и поступили в вузы и ссузы.

В нашей школе работает замечательный педагогический коллектив. Учителя не раз являлись участниками районного конкурса «Учитель года», они были не только участниками, но и победителями. Это Горбунова Вера Викторовна, Ерёмичева Татьяна Михайловна, Никитина Александра Степановна, Шеина Татьяна Николаевна, Калачева Лидия Архиповна. Учителя Ермакова Людмила Петровна, Хлыстова Светлана Геннадьевна, Климачева Галина Семёновна имеют высшую квалификационную категорию.

В настоящее время Отличникам Народного Просвещения являются: Горбунова Вера Викторовна, Комкова Людмила Ивановна, Орехова Клавдия Петровна, Шеина Татьяна Николаевна, Тимохина Лидия Ивановна, Климачева Галина Семёновна, Смирнова Александра Георгиевна.

В этом году похвальными грамотами Министерства Образования РФ были награждены Еремичева Татьяна Михайловна, Галицкая Ирина Ивановна, Ермакова Людмила Петровна, Никитина Александра Степановна. Кроме этого, Александра Степановна является почетным работником общего образования. Работа учителей отражается в успехах учеников.

С 1965 по 2007 год 48 учеников окончили школу с золотой и 52 ученика с серебряной медалью.

В нашей школе сложились добрые, хорошие, гуманные, доверительные отношения  между учителями и учениками. Поэтому ежегодно совместными стараниями наша школа одерживает многие победы. Так, Оргкомитет Международной конференции «Красивая школа – школа XXI века» Европейского Форума «За Свободу в Образовании» наградил дипломом Середейскую среднюю школу Калужской области, призера II  Всероссийского конкурса «Красивая школа»;  в 2002 году наша школа получила благодарственное письмо директора департамента образования и науки Калужской области за достигнутые результаты по сохранению и укреплению здоровья учащихся. А в 2003 году решением межведомственного Координационного Совета при правительстве Калужской области по формированию государственной политики в сфере воспитания здорового поколения школа награждена дипломом с присвоением статуса «Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся». Наша школа трижды награждалась дипломом лауреата Всероссийского конкурса «Школа года – 98», «Школа – года 99», «Школа года – 2002».

В 2006 году произошло несчастье, которое затронуло всех. 4 июля 2006 года ушла из жизни Мария Васильевна Квасникова. Этого милого, доброго, отзывчивого  человека знали многие как высококвалифицированного, эрудированного руководителя. Мария Васильевна всегда глубоко вникала в проблемы образования, целенаправленно внедряла достижения педагогической науки в деятельность педагогического коллектива своей школы. Именно она создала в нашей школе атмосферу творчества, постоянного поиска эффективных форм учебно-воспитательного процесса. Мария Васильевна являлась членом совета РОНО, членом районной Аттестационной комиссии. В 2005 году была избрана депутатом и заместителем главы поселковой думы городского поселения «Поселок Середейский», являлась советником губернатора, в 2000 и 2004 годах Мария Васильевна была доверенным лицом кандидата на должность губернатора Калужской области А.Д. Артамонова.

«Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!» - этими словами Некрасова можно выразить, насколько это большая потеря для всех.

Одним из главных методов в работе Мария Васильевна всегда считала убеждение, личный пример, личный контакт, понимание настроения учителей и учеников.

За педагогическое мастерство, творческий поиск,  успешность обучения и воспитания Мария Васильевна была награждена 20 Почетными грамотами районного значения, 16 почетными грамотами областного значения. Награждена Дипломом областного конкурса  «Женщина-директор года-2002», ей присвоено звание «Директор года-98, 99, 2002». Имела медаль «60 лет Калужской области» за успехи в профессиональной деятельности.

В 2006 году на пост директора школы вступила Хлыстова Светлана Геннадьевна. Она родилась в семье шахтера. В 1970 году их семья переехала в Калужскую область, в поселок Середейский. В 1975 году Светлана Геннадьевна поступила в начальную школу. В 1985 году заканчивает Середейскую школу и поступает в Калужский педагогический институт на факультет химии-биологии. В 1990 году Светлана Геннадьевна приходит работать в Середейскую школу учителем начальных классов. Она была аттестована на первую квалификационную категорию. 8 лет работала учителем начальных классов и параллельно учителем биологии и химии. В 1998 году Светлана Геннадьевна становиться заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Ученики Светланы Геннадьевны с 1998 года становятся студентами престижных вузов: Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Московской государственной академии тонкой химической технологии имени М.В.Ломоносова, Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина, Смоленской государственной медицинской академии.

Конечно, сейчас наступили не очень хорошие времена не только для школы, но и для поселка Середейский  в целом. На всем сказывается закрытие шахты. Люди едут в Москву искать работу, демографическая ситуация обостряется с каждым годом. На сегодняшний день в школе обучается 176 учащихся. Но, не смотря на это, наша  школа – это не просто «мир света» в замирающей жизни поселка, а это основа, это начало всех начал, это центр культурной и общественной жизни поселка Середейский.


Разработка сайта - Это-Веб